Онлайн-микрозаймы МФО теснят банки

Краткосрочные онлайн-микрозаймы стали единственным продуктом МФО, доля которых в совокупном портфеле кредитов выросла в первой половине 2015-го - с 3 до 5%, следует из анализа СРО «МиР».

 Процент целевых потребительских микрозаймов сократился с 62 до 61%, бизнес-займов - с 15 до 14,5%, микрозаймов до зарплаты - с 20 до 19,7%.

 Общий портфель МФО с начала года возрос на 9,5% и достиг 19,71 миллиардов рублей.

 Надо отметить, что высокий прирост портфеля микрозаймов МФО произошел на фоне снижения банковского розничного кредитования.

 Спросим экспертов, как они прокомментируют рост привлекательности интернет-займов.

 НБКИ

 «На настоящий момент в НБКИ передают информацию более 2400 МФО, - рассказывает Алексей Волков, являющийся директором по маркетингу этого крупнейшего БКИ. - Это дает нам возможность оценивать микрофинансовый рынок на основе объективных и репрезентативных данных почти от всех участников индустрии, которые ведут реальную деятельность. На основе сведений этих МФО мы на самом деле фиксируем повышение активности микрофинансовых организаций в 1 полугодии 2015-го. Причем во всех секторах, включая и сектор коротких интернет-займов. По состоянию на 01.07.15 г. суммарная величина действующих займов, выданных МФО населению, составила 50,9 миллиардов рублей. Из этого объема 26,9 миллиардов рублей приходится на займы на приобретение потребительских товаров (средняя сумма займа – 32500 рублей), а 24 миллиарда рублей – на микрозаймы PDL (средняя сумма – 14000 рублей).

 При этом самыми быстрыми темпами увеличивается портфель действующих займов (в эту категорию относятся и займы до зарплаты, и онлайн-займы) – на 33,8% (в денежном значении - на 6,1 миллиардов рублей). В то же время портфель действующих кредитов на потребительские товары возрос на 25,7% (в денежном значении - на 5,5 миллиардов рублей). В структуре потребительского портфеля МФО (без учета бизнес-займов) доля микрозаймов повысилась за второй квартал года на 1,6% и достигла 47,2%, а процент займов на потребительские товары сократился, соответственно, до 52,8%.

 Довольно высокие темпы прироста портфеля займов микрофинансовых фирм во многом объясняются спадом розничного кредитования банков. Это говорит о понижении реальных доходов россиян – семейные бюджеты большой части граждан стали, судя по всему, дефицитными, требующими дополнительного финансирования. Несмотря на краткосрочность и дороговизну коротких онлайн-микрозаймов (по сравнению с кредитами банков), получить их гораздо быстрее и проще. Однако краткосрочные интернет-займы – более рискованная разновидность кредитования, поэтому микрофинансовым институтам необходимо внимательнее следить за кредитной нагрузкой заемщиков. В первую очередь - за счет активного использования современных инструментов риск-менеджмента, включая оперативное внедрение микрофинансистами скоринга от НБКИ и инструментов противодействия кредитному мошенничеству в свои модели принятия решения о выдаче займов населению».

 Компания «Займер»

 «Микрофинансовая фирма «Займер», работающая исключительно в секторе онлайн-займов, тоже зафиксировала значительный рост своих показателей в 2015-ом, - делится Сергей Седов, возглавляющий эту МФО. - За первое полугодие объем предоставления займов возрос в 20 раз в сравнении с аналогичным периодом 2014-го.

 Тенденция к повышению привлекательности интернет-кредитования объясняется несколькими факторами. По данным исследователей, Интернет сегодня используют более 90% граждан до 30 лет и примерно 80% пользователей - от 30 лет до 54. Это обуславливает и повысившийся спрос на онлайн-займы. Действуя через Всемирную паутину, фирмы и клиенты не ограничены географией и временем операций.

 Также достоинство получения микрозайма в онлайн-режиме состоит в том, что его есть возможность оформить, имея с собой лишь мобильный телефон. В настоящее время около 30% микрозаймов оформляются именно так. Приоритеты смещаются в сторону телефонов и смартфонов, и эта тенденция продолжит рост. Такие прогнозы вытекают из ряда факторов: увеличение количества пользователей мобильных гаджетов, быстрое развитие 4G и смещение коммуникационного и потребительского поведения в сторону мобильности.

 Также оффлайн-МФО сегодня активно выходят на интернет-рынок. Они учитывают вышеупомянутые факторы и диверсифицируют бизнес. Онлайн-займы существенно сокращают операционные расходы компании: интернет-МФО не нужен большой штат работников, аренда офисов, услуги инкассации и т.п.».
Фирма «Честное слово»

 «Ситуация в экономике повлияла на рост спроса на мелкие займы «до зарплаты», - рассказывает Алексей Буханов, отвечающий за маркетинг и продажи в фирме «Честное слово». - Приоритетными для клиентов стали организации, предлагающие упрощенный процесс подачи заявки и мгновенное перечисление денег. На сегодняшний день довольно простая и, пожалуй, самая быстрая выдача характерна именно для интернет-МФО. К примеру, в нашем интернет-сервисе мини-кредитования «Честное слово» процедура рассмотрения заявки длится не более получаса, что стало возможным благодаря собственной скоринговой системе. В случае одобрения средства поступают заемщику в течение пяти минут на банковский счет или карту. Доступность услуги и несложный сервис позволяют клиенту получить средства «здесь и сейчас», не покидая квартиры, и сразу же ими распоряжаться.

 В связи с резким ужесточением требований к заемщикам значительная часть клиентов банков обратила внимание на микрофинансовый рынок. В то время как потребительское кредитование остается малодоступным для потребителя, сегмент онлайн-займов демонстрирует стабильный подъем, что делает его привлекательнее для инвестирования и дает возможность игрокам вкладывать деньги и усилия в маркетинг. В сегменте присутствует огромное число продуктов, долговременных программ лояльности и специальных предложений, которые позволяют потребителям остановить свой выбор именно на онлайн-займах. В «Честном слове» функционирует бонусная программа поощрения заемщиков и система привилегий для нашей постоянной клиентуры: четырехуровневая система статусов дает возможность улучшить условия по микрозайму и значительно снизить ставку.

 С января 2015-го онлайн-сервис микрокредитов «Честное слово» растет ежемесячно на 15-20% по сумме выданных кредитов в денежном выражении. Такой успех связан, во-первых, с непрерывным совершенствованием всех внутренних бизнес-процессов, во-вторых, с устойчивым ростом сегмента онлайн-займов PDL».

×
Rambler's Top100