Ломбарды и МФО в России сегодня

За последний год экономика России изменилась до неузнаваемости, а одновременно с ней изменился и рынок розничного кредитования. Банки сокращают потребительское кредитование. В итоге заемщики, значительная часть которых в последние месяцы ухудшила свои кредитные истории просрочками, перемещается в ломбарды и микрофинансовые организации. Но и здесь Центробанк вводит ограничения: основным из них стало начавшее действовать с 1 июля ограничение ПСК.

Только в 1 кв. 2015-го увеличение объема залогов в ломбардах России составило 30%, а ведь за весь 2014-ый он вырос лишь на 12%. Приток заемщиков такой высокий, что сегодня главной проблемой игроки называют фондирование, которое для ломбардов и микрофинансовых фирм ограничено собственными средствами.

Согласованный план развития микрофинансового рынка и обсуждаемая «дорожная карта» по ломбардному рынку позволяют с большой точностью представить стратегию регулятора по сохранению доступности кредитования и одновременно защите банковского сектора от массовых просрочек и дефолтов физлиц. Из-за ужесточения требований ЦБРФ в банках остались заемщики только наивысшего качества, займы которых фондируются множеством разных банковских инструментов. А вот небольшим ломбардам и МФО с фондированием сложнее, рассчитывать можно, по сути, только на инвестиции собственников.

При этом ломбардам, предоставляющим кредиты под залог преимущественно автомобилей и ювелирных изделий, то есть обладающим высоколиквидными активами, получить заемные деньги очень сложно. Однако рынок ломбардов продолжит рост в любом случае. Дело в том, что им достанется довольно крупный пласт заемщиков, включая тех, кто пройдет через процедуру личного дефолта и не сможет оформлять кредиты у банкиров и микрофинансистов. Несмотря на то, что появилось множество объектов инвестиций, у рядовых граждан, особенно в провинции, самым распространенным финансовым инструментом остаются ювелирные украшения, а ломбарды дают возможность получить деньги под их залог по процентной ставке ниже, нежели в МФО, и без обращения к кредитной истории.

Если говорить о фондировании, являющемся проблемой для всех небанковских кредитных организаций, то ломбардам в настоящее время недоступно кредитное финансирование, поскольку эти фирмы относятся к четвертой категории заемщиков, а этот факт требует от банков создания 75% резерва по предоставленным им займам. Кроме того, сложился стереотип о криминализации ломбардного рынка. В то же время проведенное сотрудниками НОЛ исследование показало, что процент изъятий по залогам не превышает 0,2% от совокупного портфеля, что является чрезвычайно низким показателем. А учитывая то, что 90% кредитов, выдаваемых ломбардами, обеспечено драгметаллами и, прежде всего, золотом, участники рынка надеются на смягчение требований регулятора в отношении их кредитования и ведут работу с ЦБ в этом направлении.

МФО и ломбарды сегодня рассматриваются Банком России и как важный элемент инфраструктуры доступности потребительского кредитования. Более высокие проценты при низких объемах дают возможность им быть безубыточными, открывать филиалы в поселках и маленьких городах, где банкиры просто не работают. Помимо этого, на них возлагаются функции по кредитованию мелкого бизнеса. МФО и ломбарды успешно и давно кредитуют микробизнес, в т.ч. под залог автомобилей и золота. Причем, в отличие от банкиров, они знают этого потребителя и умеют работать с ним, эффективно оценивая риски. Больше половины рынка ломбардов - это микробизнес, также нуждающийся в финансировании. Центробанк же обещает, что для МФО будет реализована пилотная программа по секьюритизации портфеля микрозаймов, выданных субъектам мелкого бизнеса. Этот плотный проект даст возможность специализированным микрофинансовым компаниям занимать капитал на финансовом рынке.

Сегодня на рынке могут начать появляться «микрокредитные гипермаркеты и супермаркеты», работающие одновременно с рядом сегментов заемщиков и включающие в себя МФО, ломбард и банк в различных «комплектациях».

А пока банковские структуры не готовы кредитовать микрофинансистов и ломбардщиков, и игрокам этого рынка приходится выручать самих себя. Так, в последний год ломбарды все чаще становятся клиентами потребительских кооперативов и МФО. Но уровень менеджмента в ломбардной сфере продолжает улучшаться, и на рынок уже стали серьезно обращать внимание частные инвесторы. Существуют даже сети, которые по всем параметрам готовы к выходу на IPO, но сильная волатильность рынка пока не позволяет им решиться на такой шаг.

Потенциал для увеличения ломбардного рынка очень велик: для его насыщения в нашей стране нужно открыть еще 30000 розничных точек, прогнозируемая емкость рынка - 140 миллиардов рублей. Учитывая ликвидность портфелей в ломбардах, естественное насыщение рынка случится примерно в 2019-ом.

×
Rambler's Top100